Дисграфия: понятие, признаки, источники

Дисграфия что такое, симптомы причины

Саморазвитие

Дисграфия — что такое, симптомы, причины

В мире языка, слов и знаний письменность играет важную роль, открывая путь к самовыражению, получению информации и освоению новых вершин.

Однако для некоторых людей путь письма сопряжен с трудностями.

Когда слова, идеи и образы не могут обрести свою материальную форму на бумаге или экране, встает вопрос о причинах и путях преодоления письменных затруднений.

Погрузимся в суть проблемы, изучив ее проявления, источники и пути решения, чтобы помочь тем, для кого письмо превращается в препятствие на пути к реализации своего потенциала.

Содержание
  1. Теоретическая Основа Нарушения Письма
  2. Определение и сущность дисграфии
  3. Природа нарушения письменной речи
  4. Зрительно-пространственные нарушения
  5. Аудиторные нарушения
  6. Моторные нарушения
  7. Речевые нарушения
  8. Межфункциональные нарушения
  9. Классификация видов дисграфии
  10. Аграмматическая дисграфия
  11. Акустическая дисграфия
  12. Оптическая дисграфия
  13. Ассоциативная дисграфия
  14. Артикуляционно-акустическая дисграфия
  15. Проявления дисграфии
  16. Точные и персевераторные ошибки
  17. Оптические ошибки
  18. Аграмматические ошибки
  19. Причины затруднений письма
  20. Нейропсихологические аспекты дислексии
  21. Речевые предпосылки
  22. Социально-педагогическая среда
  23. Вопрос-ответ:
  24. Что такое дисграфия и чем она отличается от дислексии?
  25. Какие бывают признаки дисграфии?
  26. Чем вызвана дисграфия?
  27. Как диагностируется дисграфия?
  28. Как можно помочь ребенку с дисграфией?
  29. Что такое дисграфия?
  30. Видео:
  31. Как распознать дислексию у ребенка?

Теоретическая Основа Нарушения Письма

Это нарушение имеет сложную и многогранную природу, вызванную различными факторами, влияющими на развитие процесса письма.

Первопричиной нарушения письма может являться незрелость и недостаточность речевого развития, включая фонематический слух, лексико-грамматические и морфологические компоненты.

Так, несформированность фонематического восприятия приводит к трудностям в различении и идентификации звуков речи, что, в свою очередь, отражается на письме в виде замен и пропусков букв.

Не менее важная роль отводится оптико-пространственным функциям, обеспечивающим зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, пространственную ориентацию.

Нарушения в этом блоке проявляются в неправильном или неточном воспроизведении графического образа буквы, зеркальном написании, пропусках и заменах элементов букв.

Немаловажную роль играет и недоразвитие языкового анализа и синтеза, проявляющееся в неумении выделять отдельные звуки в слове, определять их последовательность, осуществлять звуко-буквенный анализ.

В результате эти трудности приводят к ошибочному написанию слов, искажениям слоговой структуры, пропускам и перестановкам букв и слогов.

Таким образом, нарушение письма рассматривается как следствие комплексного взаимодействия различных факторов, включая речевое и зрительно-пространственное развитие, а также языковой анализ и синтез.

Определение и сущность дисграфии

С нарушением письма у школьников, лечащимся врачом, сталкивался каждый из нас. Наиболее распространённым из выявляемых нарушений выступает дисграфия, которая выражается в трудностях усвоения навыка письма. При этом интеллектуальное развитие в целом, в большинстве случаев, не страдает, что делает это состояние ещё более серьёзным и требующим коррекционного вмешательства.

Выделяют ряд особенностей, присущих именно дисграфии: стойкость нарушения, проявляющаяся на протяжении длительного времени; выраженность, затрудняющая или делающая невозможным овладение навыком письма; специфичность проявлений, несхожая с нарушениями других функций; системность, затрагивающая как письменную, так и устную формы речи. Обучение фонематическим и звуко-буквенным соответствиям, а также грамматическим правилам становится неэффективным при наличии дисграфии.

Дисграфия, в зависимости от причины возникновения и психологических механизмов, подразделяется на несколько типов: акустическая, оптическая, артикуляторно-акустическая, аграмматическая дисграфия. В целом же, в основе дисграфии лежит нарушение звуко-буквенных сопоставлений в коре головного мозга, вследствие чего буква начинает отражать не звук, а несколько звуков или, наоборот, не один звук, а какую-либо часть. Таким образом, нарушается слоговой и звуковой анализ и синтез, что влечёт за собой затруднения в освоении грамотного письма.

Природа нарушения письменной речи

Понимание сути нарушений письменной речи при дисграфии требует комплексного подхода, охватывающего познавательные механизмы, лежащие в основе процесса письма. Нейропсихологические исследования раскрывают расстройство как дисфункцию в сложной системе зон мозга, обеспечивающих письменную речь. В основе нарушений могут лежать сбои в работе зрительных, слуховых, двигательных, речевых зон, а также нарушенное взаимодействие между ними.

Зрительно-пространственные нарушения

Нарушения зрительного восприятия и пространственного анализа приводят к трудностям в узнавании и различении графических элементов, определении их последовательности и пространственного расположения.

Аудиторные нарушения

Расстройство фонематического восприятия сказывается на звукобуквенном анализе и синтезе, что ведет к ошибкам в написании слов. Стойкие звуковые замены отражают трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза, что приводит к замещениям как согласных (звонких-глухих, твёрдых-мягких), так и гласных.

Моторные нарушения

Нарушения мелкой моторики рук проявляются в трудностях с проведением линий, элементов букв, их соединением. Такие проблемы могут быть связаны с недостаточной координацией движений, пространственной ориентацией и мышечным тонусом.

Речевые нарушения

Связанные с расстройством речи трудности в письменной речи отражаются в ошибках:

— на уровне морфем (пропуск, добавление, замена отдельных частей слова);

— предложений (нарушение структуры, последовательности слов, грамматических связей).

Межфункциональные нарушения

Сложный когнитивный процесс письма предполагает слаженную работу разных психических функций. При дисграфии нарушается взаимодействие между перцептивными, моторными и языковыми компонентами. Результатом становится искажение процесса письма в целом.

Классификация видов дисграфии

К сожалению, дисграфия многогранна и может проявляться в различных формах. Поэтому специалисты делят ее на отдельные категории, чтобы облегчить диагностику и разработку методов коррекции. В зависимости от конкретных трудностей, которые испытывают дети, выделяют несколько основных типов дисграфии.

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия

При аграмматической дисграфии дети испытывают трудности с грамматическим оформлением речи.

Это может проявляться в неправильном использовании падежей, родов и чисел.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия связана с недостатками фонемного распознавания и слухового анализа.

Дети могут путать звуки, близкие по акустическим характеристикам, из-за чего в письме появляются ошибки на слух.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии нарушено зрительное восприятие и пространственный анализ.

У детей возникают трудности с различением сходных по написанию букв, зеркальным написанием и пропуском элементов букв.

Ассоциативная дисграфия

Ассоциативная дисграфия характеризуется нарушениями в формировании связей между зрительным образом слова и его звуковым составом.

Дети могут допускать ошибки при письме под диктовку, заменяя одни буквы другими, близкими по артикуляции или начертанию.

Артикуляционно-акустическая дисграфия

При артикуляционно-акустической дисграфии наблюдаются нарушения как в артикуляции, так и в слуховом восприятии.

Это может приводить к ошибкам на замену, пропуски и добавки звуков при письме.

Тип дисграфии Основные трудности
Аграмматическая Грамматическое оформление речи
Акустическая Фонемное различение, слуховой анализ
Оптическая Зрительное восприятие, пространственный анализ
Ассоциативная Связи между зрительным образом и звуковым составом слова
Артикуляционно-акустическая Артикуляция, слуховое восприятие

Проявления дисграфии

Конкретные признаки этого расстройства могут существенно различаться, проявляясь как в письменной, так и в устной речи. При этом могут наблюдаться нарушения на уровне фонем, слогов или даже целых слов.

Чтобы представить себе проявления дисграфии на практике, взглянем на примеры:

* Пропуски букв, особенно гласных.

* Замены букв, похожих по звучанию.

* Перестановки букв в слове.

* Слитно-раздельное написание слов.

* Разнообразные искажения грамматических и синтаксических конструкций.

В результате страдает связность и смысловая целостность излагаемого как письменно, так и устно. Во многих случаях дисграфия сопровождается рядом сопутствующих нарушений, например, дислексией или нарушением координации движений.

Точные и персевераторные ошибки

Очевидно, что такой диагноз необходимо ставить с особой осторожностью, потому что многие дети делают такие ошибки в рамках нормы.

При точных ошибках с высокой долей вероятности имеет место быть оптическое восприятие – образ букв записан правильно (хотя слово в целом написано неверно), поэтому ребенок пишет правильно то, что видит, и не замечает верного написания слова.

Персевераторные ошибки связаны с нарушением самоконтроля и, как правило, возникают на фоне бедной или аграмматичной речи.

Оптические ошибки

Ошибки восприятия зрительных образов букв приводят к их искажению или замене. Порой написание напоминает зеркальное отражение, часть букв опускается или добавляется. Ученик путает схожие по начертанию буквы: «б» и «д», «п» и «т», «з» и «с». Сложность возникает и с буквами, у которых один элемент зеркально отражен по отношению к другому: «в» и «я», «б» и «в».

Причиной оптических ошибок может быть неправильное формирование зрительного образа буквы. Ребенок не различает важных элементов, искажает их форму и расположение. В результате он смешивает похожие буквы или пишет их неправильно. Например, вместо «д» рисует «б» или вместо «в» — «у».

Аграмматические ошибки

Иногда люди испытывают трудности с применением грамматических правил в своих текстах.

Неверно расставляются запятые, нарушается согласование между подлежащим и сказуемым, предложения строятся нелогично.

Такие трудности называются аграмматическими ошибками.

Они свидетельствуют о нарушении способности мозга обрабатывать грамматическую информацию.

Иногда трудности с грамматикой возникают из-за дисграфии, но могут быть проявлением и других проблем, таких как языковые расстройства или аутизм.

Причины затруднений письма

Нейропсихологические аспекты дислексии

Особенности функционирования нервной системы – основной фактор, влияющий на развитие дислексии. Поражение определенных участков коры головного мозга, отвечающих за языковые процессы, приводит к трудностям в освоении письменной речи.

Нейропсихологический анализ выявляет дисфункцию межполушарного взаимодействия и дефициты в работе лобных долей мозга. Нарушение в лобных долях обуславливает проблемы с регуляцией произвольных психических процессов, таких как внимание, контроль и торможение. Недостаточная координация между полушариями мозга приводит к проблемам с пространственной ориентацией и восприятием, что затрудняет усвоение графических образов букв и их правильное написание.

Также у детей с дислексией наблюдается дисбаланс в работе речевых зон головного мозга. У некоторых детей преобладает активность левого полушария, отвечающего за аналитико-логическое мышление, а у других – правого полушария, ответственного за образно-эмоциональную сферу. Такой дисбаланс затрудняет полноценную обработку речевых сигналов и полноценное функционирование различных компонентов письменной речи: фонематического анализа, звуко-буквенных соответствий, грамматики и орфографии.

Речевые предпосылки

Нарушения речи могут проявляться как в письменной, так и в устной форме. Речь является основой письменности, поэтому речевые проблемы нередко становятся причиной затруднений в письме.

Речевые нарушения могут касаться звукопроизношения, словарного запаса, грамматики и связной речи. Например, ребенок с нарушением звукопроизношения может заменять правильный звук на другой или вообще пропускать его в слове. Это приводит к возникновению ошибок в написании слов.

Дети с бедным словарным запасом могут испытывать трудности в подборе нужных слов для выражения своих мыслей как в письменной, так и в устной речи. Отсутствие автоматизма в лексике приводит к заменам и пропускам букв при письме.

Нарушения грамматики могут проявляться в неправильном согласовании слов в предложении, изменении падежных окончаний и т.д. Такого рода дефекты речи ведут к аграмматизмам в письменной форме.

Нарушения связной речи связаны с трудностями в составлении предложений и текстов. Ребенок может пропускать главные члены предложения, составлять несвязные или незаконченные предложения, нарушать логику изложения. В письменной речи это проявляется в отсутствии связности мыслей, нарушении последовательности повествования и других ошибках.

Социально-педагогическая среда

Социально-педагогическая среда

Окружение ребёнка играет решающую роль в формировании его психических процессов…

особенно в развитии письма.

В этом смысле важную роль играет:

— Семья;

— Учебное заведение;

— Круг сверстников;

— Общий культурно-просветительский уровень среды.

Например, атмосфера в семье, характер семейных отношений напрямую влияют на успехи ребёнка в школе. Влияет также уровень образования родителей, их отношение к учёбе. Родители, которые сами сталкиваются с трудностями при письме, могут транслировать эти сложности и своим детям.

Вопрос-ответ:

Что такое дисграфия и чем она отличается от дислексии?

Дисграфия — это нарушение процессов письма, связанное с несформированностью высших психических функций, обеспечивающих письмо. Она проявляется в стойких, повторяющихся ошибках на письме, не обусловленных незнанием правил грамматики. В отличие от дислексии, при которой наблюдается нарушение процессов чтения, при дисграфии нарушаются именно процессы письма. Однако, эти два расстройства часто встречаются вместе.

Какие бывают признаки дисграфии?

Признаки дисграфии могут быть разными и зависят от степени нарушения. К основным признакам относятся: замена, пропуск и добавление букв, искажение структуры слов, зеркальное написание букв, неправильное написание предлогов и союзов, а также трудности с переписыванием и диктантами.

Чем вызвана дисграфия?

Источники дисграфии могут быть разными и включают в себя как нейробиологические факторы (например, нарушения в работе речевых центров мозга), так и психологические (например, снижение памяти, внимания, восприятия), и педагогические (например, недостаточное обучение письму).

Как диагностируется дисграфия?

Диагностика дисграфии проводится логопедом или психологом. Обычно она включает в себя беседу с родителями и ребенком, наблюдение за процессом письма, а также проведение специальных тестов для оценки навыков письма и сопутствующих процессов.

Как можно помочь ребенку с дисграфией?

Помощь ребенку с дисграфией включает в себя различные методы коррекционной работы, которые направлены на развитие процессов, обеспечивающих письмо. Это могут быть упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания, а также специальные упражнения на письмо. В зависимости от степени выраженности дисграфии, коррекционная работа проводится индивидуально или в группе, совместно с логопедом, психологом и педагогом.

Что такое дисграфия?

Дисграфия — это специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, не обусловленных общим недоразвитием речи. Она может затрагивать отдельные стороны письма: оптико-пространственную, графо-моторную, акустико-артикуляционную.

Видео:

Как распознать дислексию у ребенка?

Оцените статью
Обучение